TAdviser подготовил Обзор цифровизации госсектора и представил рейтинг крупнейших ИТ-поставщиков в госсекторе России. Группа компаний ОТР удерживает прочную позицию, находясь в ТОП-5 отечественных компаний и занимая четвертую строчку рейтинга.
В рамках этого исследования была также подготовлена и опубликована развернутая статья на тему «ИТ в федеральных ведомствах России», где одним из экспертов выступила Алиса Бахорина, директор программы проектов развития социальной сферы ОТР 2000.
ПУВ ЕГИССО — цифровизация социальных выплат федерального масштаба
Социальный Фонд России создан в этом году в результате слияния Пенсионного фонда и Фонда Социального страхования и является ведомством, которое предоставляет услуги социальной поддержки населению. Чтобы люди получали меры поддержки, гарантированные государством, просто и удобно, внедрена практика проактивного информирования граждан о полагающихся мерах поддержки через Единую государственную информационную систему социального обеспечения (ЕГИССО) и Подсистему установления выплат (ПУВ), разработчиком которых является ИТ-компания ОТР.
Система построена таким образом, чтобы у граждан была возможность удобно и адресно получать господдержку в виде субсидированных выплат без предоставления бумажных справок и документов для подтверждения имущественной обеспеченности. Все делается автоматически посредством запросов в межведомственные информационные системы (порядка 50-60 запросов в рамках одного заявления). На текущий момент в ПУВ обработано свыше 30 млн заявлений от россиян.
«Благодаря использованию цифровых технологий, отрасли социальной сферы становятся более мобильными и, как следствие, возрастает качество и охват оказываемых социальных услуг, — рассказывает Алиса Бахорина. Цифровизация программ адресной социальной помощи сейчас становится наиболее актуальной, особенно, в условиях присоединения новых территорий, где скорость оказания поддержки населению является приоритетом. Благодаря автоматизации сбора информации о гражданах с помощью системы межведомственного информационного взаимодействия, существенно снижаются временные издержки граждан по сбору документов и пропадает необходимость физического присутствия в госорганах. Эти и другие аспекты цифровизации процесса предоставления поддержки позволили обеспечить доступность услуг в максимально сжатые сроки».
Казначейское обслуживание Социального фонда России
Движение всех денежных средств Социального фонда России, о важности бесперебойного функционирования которого отмечено выше, осуществляется через счета, открытые в Федеральном казначействе. Поэтому очень важно обеспечить поддержку нововведений и с точки зрения стабильности осуществления финансовых операций и проведения платежей. Основным разработчиком, отвечающим за реализацию технологических решений и необходимых доработок информационных систем, обеспечивающих казначейское обслуживание исполнения платежей Социального фонда, также выступила компания ОТР.
«К слову, порядок казначейского обслуживания реорганизованных фондов, на базе которых создан Социальный фонд России, был разный: для Фонда социального развития в казначействе были открыты лицевые счета всем территориальным органам управления фонда и всем созданным фондом учреждениям (полное казначейское обслуживание), а для Пенсионного фонда — с открытием только лицевых счетов бюджета территориальным органам управления фонда счета. Были и другие отличительные особенности работы прежних фондов, в том числе, в части порядка централизации средств на едином счете бюджета, порядка проведения операций с иностранной валютой. При переходе к единым схемам работы все это нужно было учесть в информационных системах — частично путем настройки и технологических мероприятий, частично — доработав отдельные функции программного обеспечения», — отметил Алексей Семенов, руководитель проекта развития АСФК компании ИТ-разработчика ОТР 2000.
Полномасштабный запуск Единого налогового счета
Еще одним выполненным социальным проектом ОТР стало воплощение инициативы ФНС России по реализации масштабного ИТ-проекта ведомства — Единого налогового счета (ЕНС), который с 01 января 2023 года введен на всей территории Российской Федерации.
При этом, несмотря на то, что основным идеологом введения ЕНС была Федеральная налоговая служба, без непосредственного участия Федерального казначейства, отвечающего за денежные потоки от уплаты налогов, их учет и распределение между бюджетами, эта активность просто не могла бы состояться.
В рамках этой задачи проектной команде ОТР удалось ввести в действие технологию уплаты налогов через ЕНС, а еще разработать и успешно применить технологические решения по организации юридически значимого электронного документооборота с ФНС России по платежам, поступающим со всей страны на отдельный казначейский счет.
Сегодня от лица главы ФНС, как непосредственного заказчика цифровизации ведомства, в открытых источниках опубликованы полученные положительные результаты от внедрения данной системы. В первую очередь, это привело к многократному сокращению так называемых «невыясненных платежей», когда люди ошибаются в назначении платежа. Если в 2022 году объем таких невыясненных транзакций оценивался в 670 млрд рублей, то в 2023-м он составил приблизительно 28 млрд рублей. Таким образом, зафиксировано сокращение в 24 раза.
Высокие показатели роста для всех участников цифрового взаимодействия
Государственный сектор в России демонстрирует высокие показатели технологического развития. За последние десять лет произведена масштабная цифровая трансформация, затронувшая все ведомства и учреждения, как по вертикали, так и по горизонтали. Участником и непосредственным исполнителем национальных проектов в этом сегменте был и остается ОТР, опыту и компетенциям которого доверяют организации государственного сектора.
В этом году ОТР 2000 уже заключил более десятка долгосрочных государственных контрактов на общую сумму в несколько миллиардов рублей. Среди заказчиков – Федеральное казначейство, ФКУ «Центр экспертно-аналитических и информационных технологий Счетной палаты РФ», Социальный фонд России и другие крупные организации, предприятия и ведомства. Помимо этого, ведутся активные работы по ранее заключенным государственным контрактам на сопровождение, миграцию и поставки ПО и оборудования.