Средне-Невский судостроительный завод (входит в ОСК), где строятся новые пассажирские катамараны для работы на линии между Центральным и Кронштадтским районами Санкт-Петербурга, а также для обслуживания экскурсионного маршрута вокруг фортов, посетили с рабочим визитом руководитель проектного офиса по созданию туристско-рекреационного кластера «Остров фортов» Ксения Шойгу и генеральный директор судоходной компании «Нева Тревел» Юрий Набатов.
«В этом году число пассажиров на маршруте между центром Санкт-Петербурга и «Островом фортов» превысило 100 000 человек. Мы отмечаем более чем четырехкратный рост по сравнению с навигацией 2021 года, когда мы с партнерской судоходной компанией «Нева Тревел» возобновили отсутствовавшее почти десятилетие водное сообщение с Кронштадтом. Рост пассажиропотока к показателю прошлого года – практически двукратный», – рассказала она.
Среди факторов, обусловивших динамичный рост пассажиропотока на маршруте, Ксения Шойгу назвала общий рост популярности туристического кластера «Остров фортов» (в этом году суммарное число посещений уже приблизилось к 3 млн), открытие Музея военно-морской славы и повышенный интерес к нему со стороны общественности (за первые два месяца работы он привлек 165 тысяч посетителей), а также выход на линию двух новых катамаранов «Котлин» построенных на Средне-Невском судостроительном заводе. Эти суда дарят своим пассажирам незабываемые впечатления от путешествия в Кронштадт и благодаря своей комфортабельности, привлекательному дизайну и отличным скоростным характеристикам сами по себе являются аттрактором – люди хотят лично на них прокатиться.
«Создание серий судов проектов «Котлин» и «Соммерс» лежит в русле исполнения сразу двух поручений Президента Российской Федерации – о комплексном развитии территории Кронштадта, в рамках чего создается кластер «Остров фортов», и о реализации государственной программы по обновлению пассажирского флота. Наши катамараны – это также вклад в реализацию поручений руководства страны в части импортозамещения. При строительстве «Котлинов» используется российский алюминий – листовой материал и панели, композитные материалы, отечественные электрораспределительные устройства и судовой кабель, теплоизоляционные материалы, трубная продукция, лакокрасочные материалы, интерьеры салона, система пожаротушения. Часть палубного и навигационного оборудования также российского производства. И уровень локализации, мы уверены, будет расти. На «Соммерсах» также используется отечественная судостроительная сталь, трубная продукция, теплоизоляционные и лакокрасочные материалы, гребные винты, рулевое устройство, российские главные двигатели, российский судовой кабель, электрораспределительные устройства, интерьеры салона», – подчеркнула Ксения Шойгу.
Она также отметила, что благодаря новым катамаранам удалось несколько удлинить сезон навигации: маршрут между Петербургом и Кронштадтом еще будет работать до 6 ноября, то есть до конца праздников.
Первая пара скоростных судов проекта «Котлин» работает на маршруте между центром Санкт-Петербурга и туристско-рекреационным кластером «Остров фортов» в Кронштадте с лета 2023 года. Вторая пара была заложена 14 июня 2023 года. В настоящий момент на заводе идет формирование корпусов катамаранов – собраны в объем гондолы с мостами и секциями главной палубы, погружены главные двигатели, топливные цистерны и цистерны пресной воды, собраны узловые секции надстройки, ходовая рубка, начата сборка надстройки в объем на корпусе судна.
Проект скоростного катамарана 04580 «Котлин» разработан петербургским проектно-конструкторским бюро «Форсс Технологии». Строительство судов ведётся также в Санкт-Петербурге – на Средне-Невском судостроительном заводе (входит в АО «ОСК») под наблюдением Российского морского регистра судоходства. Катамараны адаптированы для работы в Санкт-Петербурге, чтобы проходить под низкими сводами мостов Невы. Пассажиры в количестве до 197 человек (в т.ч. лица с ограниченными возможностями) размещаются в комфортных условиях в салоне и на открытой части верхней палубы. Эксплуатационная скорость судна составляет 28 узлов (52 км/ч). По условиям контракта вторая пара катамаранов выйдет на линию в навигацию 2024 г., а третья – в 2025г.
«Интерес туристов к Кронштадту и парку «Остров фортов» продолжает активно расти, и мы как судоходная компания, видим в этом большой потенциал. Развитие нового туристического кластера в Кронштадте и увеличение количества нового флота за счёт ввода в эксплуатацию двух скоростных катамаранов проекта «Котлин» позволило нам не только добиться прогнозируемых показателей по количеству перевезённых пассажиров в этом году, но и значительно их превысить. К 2025 году благодаря программе Минпромторга РФ по льготному лизингу в рамках поддержки гражданского судостроения будет построено не менее 10 новых катамаранов, как скоростных, так и экскурсионно-прогулочных. Уже сейчас мы прогнозируем, что показатели перевезенных пассажиров в 2025 году суммарно могут превысить 350 000 человек», – сказал генеральный директор судоходной компании «Нева Тревел» Юрий Набатов.
Серия из четырех экскурсионно-прогулочных катамаранов проекта 04710 «Соммерс» строится по подписанному в июне прошлого года на полях ПМЭФ-2022 соглашения о сотрудничестве между проектом «Остров фортов», ООО «Нева Тревел» и Минпромторгом России. Договор на строительство «Соммерсов» был заключен 19 декабря 2022 года между судоходной компанией «Нева Тревел», Средне-Невским судостроительным заводом и АО «ГТЛК».
Суда проекта 04710 «Соммерс» будут использоваться для экскурсионных перевозок пассажиров в рамках существующего маршрута вокруг фортов Кронштадта от причала парка «Остров фортов» на дамбе у форта «Пётр Первый». Кроме того, в сезон навигации новые катамараны будут использоваться для сообщения с не имеющими сухопутной связи с Кронштадтом островными фортами «Кроншлот» и «Император Александр Первый», которые к 2026 году откроются после реставрации и музеефикации.
Путем народного голосования весной 2023 года для «Соммерсов» были выбраны названия: «Бастион», «Равелин», «Габион», «Капонир» – в честь элементов фортификационных сооружений времен Петра Первого. Катамараны планируется ввести в эксплуатацию попарно – в 2024 и 2025 годах соответственно. Спуск на воду первой пары запланирован на весну 2024 года.
На сегодняшний день по этому проекту практически завершена закупочная кампания материалов и оборудования на всю серию из 4-х катамаранов. Полным ходом идет строительство корпусов первой пары судов. На катамаране «Бастион»: завершено формирование корпуса судна – собраны в объем гондолы с мостами и секциями главной палубы, начата сборка секций надстройки. На катамаране «Равелин» завершено формирование носовых и кормовых секций гондол, а также секций моста, стыковку гондол с мостами и формирование корпуса планируется завершить в ноябре.
Катамараны «Соммерс» проектируются с учетом особенностей расположения фортов в акватории Финского залива. Так, самый первый форт Кронштадта – «Кроншлот» – имеет узкий вход во внутреннюю гавань, что делает невозможным проход существующих типовых речных судов из-за их габаритов и манёвренных характеристик. Новые экскурсионно-прогулочные суда будут обладать улучшенными мореходными качествами для акватории Финского залива и оснащаться по последнему слову техники. Каждый катамаран рассчитан на пассажировместимость до 147 человек. Проект предусматривает повышенный комфорт для пассажиров во время водных экскурсий: панорамные окна с широким обзором, мягкие диваны в числе посадочных мест, система кондиционирования, современная мультимедийная система и возможность подняться на открытую палубу.