Сегодня киберспорт — это индустрия, в которой обороты исчисляются миллиардами долларов. Билеты раскупаются в первый час продаж, и даже платные трансляции бьют рекорды просмотров. Но может ли это новое направление всерьез соперничать с традиционным спортом?
Самыми востребованными в медиапространстве всегда были привычные дисциплины — футбол, баскетбол, теннис и «Формула-1». Теперь у них появился цифровой соперник. Разберемся, какое из двух направлений лидирует по зрителям, деньгам и влиянию в целом, а также что ждет обе индустрии в будущем.
Миллиарды экранов против тысяч живых трибун
Десять лет назад конкурировать с заполненным стадионом в Милане или Мадриде было невозможно. Сейчас ситуация изменилась — это доказывает число болельщиков на крупнейших киберспортивных турнирах и, например, NBA.
Финалы чемпионатов по LoL или Dota 2 собирают десятки миллионов зрителей в онлайне. Это больше, чем дерби Национальной баскетбольной ассоциации и решающие матчи в борьбе за Кубок Стэнли.
Самый престижный турнир по Доте — The International — в 2021 году установил рекорд: у мониторов на Twitch и YouTube собралось 2.7 миллиона зрителей. При этом у финала турнира по $10,300 на PokerOK численность аудитории в среднем на пике не превышает 1,000, хотя площадка пользуется большой популярностью у игроков.
Один из матчей финала NBA в том же году посмотрело «всего» 8.5 миллионов. Важно сделать ремарку о разнице: баскетбол до сих пор в основном транслируется по ТВ, а киберспортивные турниры — в цифре.
При этом традиционный спорт пока что занимает лидирующие позиции в офлайне. Даже футбольные матчи между европейскими «середняками» собирают на стадионах 30–40 тысяч зрителей болельщиков. Крупные спортивные события, уровня Супербоула или финала футбольной Лиги чемпионов — миллионы.
Киберспортивные турниры тоже выходят на арены. Например, финал Worlds, мирового первенства по LoL, в 2022 году прошел на стадионе «Чейз-центр» в Сан-Франциско.
Криптовалютные спонсоры против классических брендов и компаний
Финансовые потоки киберспорта растут стремительно. Три года назад индустрия в целом оценивалась в $1.8 млрд и цифры продолжают увеличиваться. К концу 2025 прогнозисты обещают рост до $3.5 млрд. А призовые фонды уже бьют рекорды, например, на The International 2021 разыграли более $40 миллионов.
Финал The International 2024 на пике смотрело более 1.5 миллиона зрителей — результат был худшим за шесть лет
Технологии: VR-арены против VAR
Киберспорт — по определению цифровой: здесь нет проблем с видеоповторами или допингом. Хотя при этом «читеры» — игроки, прибегающие к нечестным приемам — есть до сих пор. Зато традиционный спорт активно внедряет технологии:
- Система VAR в футболе.
- Телеметрия в Формуле-1.
- Трекинг игроков в NBA.
Будущее, вероятно, останется за гибридными форматами. Уже сейчас в интернете можно подключиться к VR-трансляции матчей, купить NFT-билет и даже попутешествовать по метавселенной.
Культурное влияние: новые герои Z-поколения
Раньше дети во дворе мечтали выступать на уровне Роналду, Месси или Джордана, а футболки известных спортсменов продавались сотнями тысяч. Сегодня имена кумиров молодежи сменились на никнеймы Ninja, s1mple и Bugha.
В 2021 году «Манчестер Юнайтед» выручил более 2 миллионов фунтов на футболках CR7 в первые 12 часов продаж
Одна из причин — граница доступности. Чтобы достичь успехов в киберспорте, не нужно оплачивать дорогие тренировки в академиях и тратиться на форму — для начала достаточно компьютера со средним железом и таланта. Так индустрия становится более демократичной и конкурентной.
Если в традиционном спорте карьера строится годами через систему клубов и тренеров, то в киберспорте подросток может «выстрелить» за один турнир — и так же быстро исчезнуть.
География болельщиков
Аудитории разных дисциплин интересно распределены по странам. Киберспорт пользуется большой популярностью в Азии и Восточной Европе — компьютерные клубы давно стали неотъемлемой частью культуры.
При этом, в большинстве стран Азии, в отличие от России, запрещены азартные игры на PokerOK и в других румах, поэтому выбор среди онлайн-дисциплин заметно сужается.
Финалы League of Legends в Пекине собирают больше зрителей, чем многие олимпийские дисциплины
Ситуация меняется также в Западной Европе и Америке. Хотя традиционный спорт здесь сохраняет лидирующие позиции — все чаще болельщики смотрят стримы, а не телевизионные трансляции. Киберспорт пока слабо представлен в Африке и Латинской Америке — там по-прежнему отдают предпочтение футболу.
Этот дисбаланс открывает возможности для роста: если киберспорт завоюет неохваченные рынки, он сможет бросить вызов даже футболу по глобальному влиянию. Для этого нужна инфраструктура — быстрый интернет, доступные ПК и локализованный контент. Борьба только начинается.
Настоящий материал носит исключительно информационный характер. Упоминание платформ, цифровых активов или иных финансовых инструментов не является рекламой и не призывает к их использованию в обход законодательства Российской Федерации. Все действия с цифровыми активами должны осуществляться в соответствии с Федеральным законом № 259-ФЗ.
Источник фото: Pinterest