Спрос рождает предложение, а шквальный спрос рождает некомпетентные и неквалифицированные предложения. Рынок бизнес образования и тренингов растет с ускорением, которому позавидует самый быстрый болид.
Упустим небольшие программы и бесплатные вебинары «я неделю занимаюсь…и теперь буду учить вас», тема материала серьезные программы и какие запросы формирует рынок 2021 г. Мы поговорили с генеральным директором бизнес-школы ITC Group Марией Череповской, чтобы получить профессиональный взгляд на тренды бизнес-образования. Для справки: 17 лет на рынке; образовательная лицензия; работает в Москве и Санкт-Петербурге, онлайн программы; специализация – корпоративные и открытые программы для компаний.
Первое, что выделяют менеджеры ITC Group - вектор на развитие HR бренда. Сейчас компании работают не только с материальной прямой мотивацией сотрудников, а создают дополнительную ценность компании через развитие персонала, создают кадровый резерв не только из выпускников, а внутри структуры. Это оправдано, для бизнеса рискованно допускать к коммерческой информации кого-то со стороны, непроверенного. По статистике школы, заметно вырос спрос на программы связанные, не просто с повышением квалификации, а с актуализацией знаний. Новые механики, новые инструменты, новые модели и подходы к тому или иному бизнес-процессу, современные кейсы — это то, что ищут компании. Такие программы нацелены не сколько на создание и отработку новых навыков, а на расширение компетенций сотрудников. Важно, чтобы содержание курса было не общепознавательным, а специализированным, «подогнанным» под реалии конкретной отрасли/рынка. Сейчас побеждает тот бизнес, который смог адаптироваться под современный маркетинг - максимальная кастомизация (тот самый индивидуальный подход) под запросы клиента. В ITC отметили, что, разработав программы под конкретные рынки: фитнес, фармацевты, банки, сырьевые, они и сами смогли повысить конверсию запросов в продажи, но и решили потребности своих клиентов. Каждый 3-й запрос сейчас конкретизирован под рынок заказчика.
Второй тренд в какой-то степени противоречит первому – это кроссфункциональность сотрудников. Ценный кадр на рынке соискателей сейчас тот, кто может предложить компании умения не только в своей прямой сфере, но и смежных. Точно также это работает внутри компании, HR службы создают свой кадровый резерв через расширение hardskills (профессиональные навыки) персонала. По данным ITC несколько лет назад четко выделился растущий тренд на программы по типу: право для бухгалтеров; ведение соцсетей для менеджеров по продажам; управление продажами для руководителей производства; подготовка презентаций для аналитиков и т.п.
Мария также выделила отдельное, новое течение в бизнес-образовании: плотное смешение личностных характеристик, развитие индивидуальности и профессиональная ценность.
Мария Череповская: «Впервые мы столкнулись с этим термином в середине 2020, когда, видимо, случился какой-то вселенский перегруз. Запросы от компаний на проведение мастер-классов связанных с развитием метаскилс, перекрыли даже самые востребованное обучение по ISO».
Метанавыки — это выход за границы привычных понятий. Это про контроль эмоций и эмпатию – EQ (emotional intellect), это про умение не попасть в ловушку профессионального выгорания, это даже про дисциплину и самоконтроль. Так появились курсы про управление пространством, про Mindfulness (наука и искусство управления вниманием), про своего потенциала. Спрос на такие программы особенно высокий у компаний, которые перешли на дистанционную работу и решили там остаться и у крупных холдингов, которые идут по пути развития бизнеса, как экосистемы.
Эти три основных тренда привели к тому, что и выбор тренера сейчас не только про: образование, опыт работы и опыт преподавания.
Генеральный биректор бизнес-школы ITC Group, с высоты 17-летнего опыта дала нам 5 лайфаков, на что обратить внимание при выборе тренера сейчас:
1. Обратите внимание на умение объяснять. Когда мозг сотрудников перегружен, то они не воспринимают информацию адекватно и не запоминают. Чем проще и образнее тренер умеет объяснять, тем выше будет конверсия в знания/навыки от обучения.
Как вариант, попросите потенциального тренера объяснить какое-то сложное понятие, можно профессиональное или, например, что такое «эффективность».
2. Попросите конкретный алгоритм, как та или иная ситуация, по любому из пунктов программы. Многие эксперты грешат академичностью и любовью к теории.
3. Посмотрите насколько легко тренер импровизирует. Он/она могут рассказывать своим языком, дополняя то, что написано на слайде. Читать участники смогут и без тренера, оцените умение спикера выходить за рамки экрана.
4. Спросите, почему программа составлена именно так. Важно, когда тренинг логично структурирован и информация последовательно раскрывает вопрос. Убедитесь, что тренер умеет структурировать свои мысли и сможет также стройно передать всё участникам.
5. Спросите что-то не по теме. Оцените, насколько далеко спикер уйдет и как быстро сможет вернуться в русло переговоров. Бывает, что тренинг теряет эффективность, потому что участники всегда будут задавать нерелевантные вопросы, а тренер не всегда умеет оперативно вернуться в русло темы.