Биография
Российский финансист Олег Белай более тридцати лет посвятил работе в инвестиционной сфере. Его карьера неразрывна связана с Инвестиционной группой ТРИНФИКО, хорошо известной отечественным институциональным инвесторам. Белай, ставший в возрасте 21 года сооснователем компании, внёс личный вклад в каждый из этапов становления и развития этого инвестиционного бренда. Занимая ответственные посты, он собрал серьёзную команду профессионалов и выстроил чётко отлаженную стратегическую вертикаль для максимально эффективного взаимодействия топ-менеджмента и коллектива.
ТРИНФИКО делает акцент на разработке высококачественных инвестиционных решений, разрабатывает персональные стратегии управления капиталом. Уровень экспертности обеспечил группе пул крупных институциональных клиентов, среди которых есть и пенсионные фонды. Работа управляющей компании строится с учётом ESG-факторов, то есть на основе концепции ответственного инвестирования.
Впечатляющие итоги – результат синергии нескольких составляющих:
- профессионализма;
- перспективного видения;
- разумной деловой смелости;
- быстрой реакции на вызовы рынка;
- ответственного отношения к принимаемым решениям.
Этот синергический подход позволил Олегу Белаю и его команде превратить студенческую «подработку» на ваучерах в солидный и респектабельный инвестиционный бизнес.
Карьерный старт
В детстве Олег Викторович Белай был обычным советским школьником. Семья была небогатая, но из образованных кругов. Его родители окончили Московский институт электротехники (МИЭТ), хорошо разбирались в набирающих популярность ЭВМ, общались с такими же представителями технической и вузовской интеллигенции. Интересные люди часто бывали в гостях у семьи, что стимулировало интерес мальчика к знаниям, развивало любопытство. Он много читал, хорошо учился и после окончания школы тоже поступил в МИЭТ.
Уже на первом курсе юноша задумался о заработке денег. В то время «запах денег», идеи бизнеса буквально витали в воздухе. Студенческие годы Белая пришлись на конец перестройки и период перехода к рыночной экономике. Молодежь со всем энтузиазмом юности восприняла эти перемены.
Первые деньги у юноши появились в 17 лет. В последующие несколько лет студент со своим школьным другом Валерием Сотниковым протестировал немало бизнес-идей. Им даже удалось открыть успешное медиа-агентство. Но особое впечатление на них произвели зарубежные фильмы на видеокассетах, где фигурировали трейдеры и инвест-банкиры. Атмосфера Уолл-стрит поражала воображение. Вот это был размах!
Вдохновлённые этими примерами, молодые люди решили попробовать себя в биржевой торговле. Первыми ценными бумагами, которыми они оперировали, были приватизационные чеки – ваучеры. В 1993 году компаньоны решили основать брокерскую компанию, которой дали название ТРИНФИКО.
Выбор стратегии
За несколько лет новая российская экономика прошла тот путь, который у других стран занимал столетия. Появился полноценный фондовый рынок с акциями и облигациями. Распахнулись двери на срочные рынки, где ведётся маржинальная торговля. Российские трейдеры начали осваивать фьючерсы, опционы и иные деривативы – производные финансовые инструменты.
Обладая стратегическим мышлением и хорошо оперируя цифрами (сказалось любовь к точным наукам) Олег Белай сразу осознал открывающиеся перспективы. По крупицам собирая информацию, он погрузился в изучение финансовой сферы. Не хватало книг, постигать законы новых экономических механизмов, только что появившихся в России, приходилось на личном опыте. Что помогало молодому предпринимателю:
- Глубокий интерес и искреннее восхищение красотой, мощью финансовых рынков и механизмов.
- Способность к самообразованию.
- Огромное трудолюбие.
- Хороший знание математики и аналитические способности.
- Умение преодолевать трудности.
Осваивая трейдинг, Олег Викторович Белай самостоятельно выработал принципы риск-менеджмента, сочетающие готовность к умеренному риску и тщательный расчёт.
Умея работать масштабно, он понял, что ещё большие возможности для развития лежат в сфере ассепт-менеджмента – управления капиталами клиентов-инвесторов. Именно в этом направлении и стала выстраиваться дальнейшая стратегия бизнеса.
В 1995 году ей удалось привлечь первого клиента, доверившего свои средства в управление. С этого момента началась история ТРИНФИКО как компании, обеспечивающей владельцам капиталов прибыльные инвестиционные решения. При этом всегда соблюдался принцип контроля за рисками, позволивший Олегу Белаю и его команде уверенно проводить свой корабль через периодически возникающие кризисы.
Ступени успеха: развитие личной карьеры и большого бизнеса
Как сооснователь ТРИНФИКО, Белай с 1993 года лично принимал участие в становлении и развитии бизнеса. Он работал на ответственных участках, требующих максимального внимания:
- 1993–2008. Занимал пост финансового директора, занимался структурированием активов, операционной деятельностью.
- 2008–2013. Взяв на себя функции директора по корпоративным финансам, вывел компанию на глобальный рынок, развивал направления private equity и инвест-банкинга.
- С 2013 года – на посту СЕО (управляющего директора) инвестиционной группы. Занимается вопросами стратегического планирования и общего руководства, выстраивает курс, особое внимание уделяет интеграции инвестиционного бизнеса с ESG-концепцией.
Разрабатывая стратегию развития компании и принимая тактические решения, соответствующие моменту, Белай всегда ориентировался на требования рынка. Именно этот подход, судя по высказываниям финансиста, он считает фундаментальным фактором успеха.
Рынок – динамично меняющаяся структура, он постоянно выдвигает новые вызовы – но в то же время регулярно предоставляет выгодные шансы. Один из талантов Олега Белая заключается как раз в умении:
- определить актуальные тренды рынка;
- выбрать самые перспективные инвестиционные направления;
- задать вектор развития компании, отвечающий текущим потребностям эпохи.
Так, в начале своей работы ТРИНФИКО максимально использовала исторический шанс, который дала российская приватизация. В тот момент мало кто смог понять концепцию ваучеров и их ценность. Белай с товарищами оказался среди тех, кто воспользовался шансом и заработал на ваучерном трейдинге солидные для того времени суммы – что и дало толчок дальнейшему развитию компании.
Но ваучеры быстро сошли с финансовой сцены. Однако к тому моменту молодые финансисты уже активно занимались акциями предприятий, а затем включили в свою работу деривативы и госдолг.
С 1995 года ТРИНФИКО начала оказывать услуги по доверительному управлению активами. Постепенно данное бизнес-направление стало главным в её работе, определив вектор развития на последующие десятилетия. Впрочем, компания продолжила проводить и собственные торговые операции и предоставлять брокерские услуги.
Высококачественная экспертиза в управлении капиталами и репутационные активы
Важнейший факторов успеха Инвестиционной группы ТРИНФИКО – акцент на наращивании репутационных активов, то есть уровня доверия клиентов к её экспертным решениям. Репутация компании – актив нематериальный, но именно он, по словам Олега Викторовича Белая, является самым ценным из заработанного.
Благодаря репутации ТРИНФИКО смогла в 2002 году привлечь в число клиентов первый пенсионный фонд, а затем стала одной из топовых российских УК в данном сегменте. Сейчас основной пул её клиентов-инвесторов– это институциональные клиенты, то есть компании и организации. Это свидетельствует о высоком профессионализме команды, способности реализовывать сложные инвестиционные решения, обеспечивать высокую защиту от рисков.
Управляя активами, инвестиционная группа из года в год демонстрирует высокую результативность. Так, её паевые фонды по итогам 2023 года оказались среди лидеров по доходности на рынке РФ (к примеру, стоимость пая «ТРИНФИКО Капиталист» выросла на 59,29%). Реализованы десятки масштабных девелоперских проектов. Для каждого инвестора, доверившего свои капиталы в управление, разрабатываются уникальные стратегии в соответствии с его целями.
Учитывая потребности клиентов – как уже имеющихся, так и потенциальных – группа постоянно расширяла спектр услуг. Сейчас он включает структурирование активов, управление ценными бумагами и недвижимостью, создание персональных фондов, а также ряд вспомогательных услуг – брокерские, депозитарные, антикризисные и т. д.
Настоящее и будущее: принципы устойчивого развития в стратегии ТРИНФИКО
Первой российской управляющей компанией, получившей ESG-рейтинг, оказалась именно ТРИНФИКО. Это достижение нельзя обойти стороной – оно свидетельствует о внимании группы к актуальным трендами современности и насущным потребностям человечества.
«Зелёные инвестиции» привлекли внимание Олега Белая в середине 2010-х, когда тренд только зарождался. В очередной раз грамотно оценив перспективы, он начал внедрять ESG-принципы в деятельность группы. Динамичный рост ESG-рынка подтвердил верность прогноза. В конце 2010-х и начале 2020-х этот сегмент стал расти ошеломительными темпами. Так, в 2023 году рынок ESG-облигаций расширился на 34,5%.
Однако финансовые показатели – не единственная причина внимания Олега Викторовича к «зелёным инвестициям». Эта концепция – не только экономическая, но и социально-философская. Экологическое, социальное и корпоративное управление (ESG, что расшифровывается как Environmental, Social, Governance), подразумевает ведение бизнеса с заботой об экологии и с вниманием к общественным потребностям. Иными словами, это бизнес с человеческим лицом, нацеленный на улучшение жизни на планете.
Олег Белай, живущий по принципу «оставаться людьми», большое внимание уделяет поддержке социальных проектов в России. Сразу после пандемии, стремясь нивелировать последствия того явления, он создал благотворительный фонд «Вместе сможем». Задача фонда – борьба с бедностью, помощь незащищённым категориям населения. Сейчас БФ «Вместе сможем» реализует различные программы, в том числе позволяющие людям из уязвимых слоёв развить свои способности, освоить интересную профессию и найти своё место в жизни.