Реализация в Санкт-Петербурге мусорной реформы раньше планируемого срока грозит превратиться в профанацию национального проекта, уверена кандидат социологических наук, доцент кафедры международных отношений СЗИУ РАНХиГС Светлана Тулаева.
По мнению эксперта, провал мусорной реформы во многих регионах страны связан, прежде всего, с недостаточной проработкой документа на федеральном уровне. «Закон, регулирующий реализацию реформы, выглядит сырым. Одна из критических ошибок, которую допустили авторы инициативы – приравнивание мусоросжигания к вторичной переработке. Это совершенно разные вещи, между которыми нельзя ставить знак равенства, так же, как и нельзя сравнивать уровень их воздействия на окружающую среду», – подчеркнула кандидат социологических наук.
Особое внимание эксперт акцентировала на «экологических» налогах. «Изначально, деньги, поступающие в бюджет в соответствии с Законом «Об охране окружающей природной среды», должны были идти на решение экологических проблем в регионах. Однако в последней редакции депутатами принята поправка, в которой говорится, что экосборы будут расходоваться в соответствии с бюджетным законодательством страны. Это означает, что чиновники получат широкие дискреционные полномочия и смогут управлять эконалогами как угодно», – пояснила Тулаева.
Доцент кафедры международных отношений СЗИУ РАНХиГС напомнила, что сегодня в России около 90% всех отходов по-прежнему закапывается на полигонах, что только усиливает общественное мнение о несостоятельности реформы. Альтернативные и более экологичные способы борьбы с мусором есть, для этого достаточно рассмотреть опыт европейских стран.
«Если мы посмотрим на Германию или Нидерланды, то там значительная часть отходов перерабатывается. В сравнении, в Европе – около 30% мусора подлежит вторичной переработке, в России – только 5%. Мы можем ориентироваться на их законопроекты, которые уже были приняты и успешно апробированы. Здесь нет необходимости изобретать велосипед. Есть и другой путь – возродить систему обращения с отходами, которая существовала в Советском Союзе», – рассказала Светлана Тулаева.
Говоря о Петербурге, эксперт отметила, что сегодня городские власти идут по пути наименьшего сопротивления и между переработкой и сжиганием мусора, делают выбор в пользу последнего метода борьбы за чистую экологию. «Пока вопросы по созданию сортировочных заводов и предприятий в правительстве Санкт-Петербурга даже не обсуждаются. Предполагается, что все отходы будут вывозить на мусоросжигающие заводы без их предварительной сортировки. Региональным оператором Петербурга станет завод МПБО-2 в Янино. А вот что дальше будет происходить на этом заводе – хватит ли мощностей, и как будет осуществляться необходимая предварительная сортировка мусора – непонятно».
При этом совсем отказываться от мусорной реформы, по мнению социолога, не стоит. Для того чтобы появились первые положительные результаты в решении «мусорного вопроса» реформу просто необходимо усовершенствовать.
«Мусорную реформу необходимо доработать, так как она, к сожалению, не была достаточно хорошо продумала на федеральном уровне. Для того, чтобы мусорная реформа не превратилась в профанацию, нужно крайне серьезно подойти к её разработке и в последствии реализации. Если мы говорим о Санкт-Петербурге, то здесь властям необходимо детально разработать и согласовать с представителями общественных организаций территориальную схему планирования обращения с отходами, где будут присутствовать все этапы – сбор, сортировка, переработка мусора, а также подумать о возможных дополнительных инвестициях в переработку мусора», – заключила доцент Северо-Западного института управления.