В соответствии с Федеральным законом «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» граждане имеют право на выбор или замену страховой медицинской организации один раз в год - до 1 ноября текущего года. Для этого необходимо просто подать заявление в офисе выбранной страховой медицинской организации лично или через своего представителя.
На территории Ростовской области участились случаи нарушения права гражданина на самостоятельный выбор страховой медицинской компании. Как это происходит? Мы обратились для разъяснений по данному вопросу в одну из крупнейших страховых медицинский организаций России «СОГАЗ-Мед». Представители компании сообщили, что в их адрес неоднократно поступали обращения граждан. Одним из таких обращений, с согласия гражданина, сотрудники СОГАЗ-Мед поделились с нашей редакцией и прокомментировали ситуацию:
«Недавно в моей квартире раздался телефонный звонок. Вежливый мужской голос сообщил, что он представляет страховую медицинскую компанию, которая занимается страхованием граждан в системе обязательного медицинского страхования. Дескать, недавно эта компания выиграла тендер, и теперь я должна переоформить свою страховку на нее. Когда я сказала, что сейчас мне этим заниматься некогда, тем более, что там наверняка будут очереди, как это было, когда я в последний раз переоформляла свою страховку, он любезно заверил, что представитель компании может прийти ко мне домой в любое удобное для меня время и оформить все необходимые бумаги. Более того, не только на меня, но и на всех членов нашей семьи. Сейчас очень много пишут о различные рода мошенниках, которые ходят по домам и самыми разными способами обманывают людей, вымогают, а то и просто крадут из дома деньги и ценности.
До сих пор у меня никаких проблем с обращением в медицинские учреждения не возникало. Более того, я не раз обращалась в свою страховую компанию по тем или иным вопросам и всегда получала помощь и поддержку. Зачем же мне опять куда-то переходить?
С другой стороны, я – немолодой человек и обойтись без медицинской помощи не могу. А что, если при очередном визите в поликлинику меня просто откажутся принять из-за того, что у меня не тот полис?».
Специалисты страховой компании «СОГАЗ-Мед» прокомментировали ситуацию следующим образом:
- Скорее всего, в данном случае речь идет о недобросовестной конкуренции, когда одна страховая компания пытается «переманить» к себе людей, которые застрахованы в другой компании. Хотя, по сути, это и есть введение людей в заблуждение для достижения собственных целей.
Известны случаи, когда людей просто дезинформировали, лишь бы они отдали свой полис ОМС незнакомцу, который, пользуясь доверчивостью, без согласия перестраховывал их в другой страховой. Людям сообщали о том, что их страховая компания обанкротилась, закрылась, что срок полиса требует продления, поэтому нужно просто поставить печать. Бывало, что людям лгали о наличии расширенного перечня медицинских услуг по полису ОМС другой страховой, но только не той, где застрахованы они сейчас, и поэтому его нужно переоформить. Из-за этого те, кто не привык оценивать такого рода информацию, спешили быстрее перейти «под крыло» другой страховой.
Мы советуем воспринимать такую информацию конкурентов критически. Например, что касается расширенного перечня медуслуг – никакая компания не может бесплатно обеспечить вам медицинскую помощь, которая не прописана в Программе государственных гарантий, а она едина для всех людей, застрахованных во всех страховых медицинских организациях!
А вот защита прав застрахованных – это действительно то, чем одна компания отличается от другой. И тут надо оценивать: каков рейтинг компании, предлагающей вам свои услуги, насколько широка сеть ее офисов в стране, как давно и насколько успешно она работает, какова её репутация и так далее. В случаях, когда у вас возникают сомнения по поводу деятельности страховой медицинской организации, позвоните в свою страховую компанию или зайдите на её сайт, и вы получите исчерпывающие ответы на вопросы.
Приведу один из многих примеров помощи застрахованным СОГАЗ-Мед – помощь семейной паре, получавшей процедуру ЭКО в рамках программы ОМС. В медицинском учреждении требовали произвести оплату ИКСИ (одного из методов оплодотворения в рамках ЭКО) отдельно. Зная о работе своей страховой, женщина обратилась в компанию «СОГАЗ-Мед» и получила разъяснения, что ИКСИ является медицинской услугой, предусмотренной стандартом медицинской помощи при бесплодии с использованием вспомогательных репродуктивных технологий и проводится в рамках ЭКО бесплатно при наличии показаний. Своевременное обращение в страховую компанию позволило будущим родителям сэкономить деньги и получить качественную медицинскую помощь. Именно так страховая медицинская компания должна помогать своим застрахованным. Данный пример свидетельствует о том, что каждому застрахованному по ОМС гражданину важно не только знать в какой компании он застрахован, но и быть уверенным в том, что она ему поможет при возникновении проблем в получении бесплатной качественной медпомощи по ОМС.
Напомним, что право выбора страховой компании закреплено исключительно за самим гражданином или, если речь идет о несовершеннолетних, за их законными представителями. Также каждый гражданин имеет право только один раз в год (до 1 ноября текущего года) заявить о своем желании сменить страховую медицинскую компанию. Делать это нужно в том случае, если права застрахованного нарушаются и не оказывается должным образом поддержка со стороны страховой.
Не поддавайтесь на провокации и будьте здоровы. Если застрахованные СОГАЗ-Мед столкнулись со случаями нарушения их прав в рамках системы ОМС, то они всегда могут обратиться за помощью по телефону круглосуточного контакт-центра 8-800-100-07-02 или в онлайн-чат на сайте www.sogaz-med.ru.