1 марта 2022 года в Белом зале Учебного музея прикладного искусства Академии Штиглица прошёл круглый стол и состоялась торжественная церемония открытия выставки «Эмальерная мастерская кафедры монументально-декоративной живописи: традиции и современность».
В Год культурного наследия народов России региональная выставка объединила в экспозиции работы в технике художественной горячей эмали на меди выпускников и студентов кафедры монументально-декоративной живописи (МДЖ) Академии Штиглица, что отвечает задачам сохранения традиций и наследия кафедры МДЖ, поддержания связи между поколениями художников-монументалистов. В выставке принимают участие: народный художник России, академик РАХ, советник при ректорате, профессор кафедры МДЖ А. Ю. Талащук и заслуженный художник России, профессор кафедры МДЖ С. П. Пономаренко, заведующий кафедрой МДЖ, профессор А. В. Шевардин. Целью выставки является популяризация профессионального изобразительного искусства и позиционирование художественной эмали в культурном пространстве Санкт-Петербурга.
В экспозиции выставки представлено 152 произведения от 103 художников, это выпускники и обучающиеся кафедры монументально-декоративной живописи, а также педагоги других кафедр, обучавшиеся или проводившие мастер-классы в эмальерной мастерской кафедры. Среди них доцент кафедры художественного текстиля Ольга Олеговна Лысенкова. профессор кафедры живописи и реставрации Светлана Михайловна Симина, старший преподаватель кафедры монументально-декоративной скульптуры Игорь Владимирович Чес, старший преподаватель Санкт-Петербургского государственного университета Иван Васильевич Дьяков, руководитель студии художественной эмали при Исаакиевском соборе Лариса Анатольевна Соломникова.
Высоким профессионализмом и изысканностью отличаются работы выпускницы кафедры МДЖ Ларисы Геннадьевны Малышевой, представленные на выставке. Яркая, пропитанная черноморским солнцем палитра произведений этого известного петербургского автора задает жизнеутверждающий тон всей экспозиции, распахивает окна в безмятежный мир воспоминаний юношеского счастья. Там царит изобилие света, плодов земных, гармоничное сосуществование прекрасных женских образов, сопровождаемых прирученными животными. Мастерству художника-монументалиста подвластна тонкая лирика образов людей в окружающей природе, сияющей всевозможными оттенками цвета.
Техника горячей эмали дает художнику новые творческие возможности, объединяя авторов, изначально профессионально работавших в живописи и монументальном искусстве. Успех процесса художественного эмалирования основывается не только на высоком творческом потенциале авторов, но и на виртуозном владении сложной технологией этого древнего и одновременно молодого искусства. Изображение, полученное при многократных обжигах в муфельной печи при температуре 850 градусов, неподвластно временным изменениям. Краски – оксиды металлов, соединенные со стеклянным порошком (основой), наплавленные на металл, – всегда будут радовать глаз неувядающими цветовыми оттенками.
Притягательность «огневой живописи» ясно ощутима в насыщенной экспозиции выставки. Разнообразие приемов и творческих решений в произведениях авторов демонстрирует высокий уровень петербургской школы эмали Академии Штиглица.
Кафедра МДЖ благодарна за помощь в организации выставки доценту кафедры художественного текстиля, известному петербургскому эмальеру, координатору проекта – Ольге Олеговне Лысенковой.
В ходе круглого стола, состоявшегося на фоне экспозиции, педагоги и студенты – художники разных поколений, а также искусствоведы – представители музеев Санкт-Петербурга обменялись мнениями об искусстве горячей эмали, обсудили развитие современной монументальной живописи, нюансы обучения в разные годы и некоторые особенности творчества выпускников кафедры.
24 февраля – 9 марта 2022 г., Белый зал Учебного музея прикладного искусства Академии Штиглица (Соляной, 15). Посещение выставки возможно в составе экскурсионных групп или в сопровождении членов рабочей группы (телефоны на вахте музея).