В дискуссии приняли участие представители российских и зарубежных образовательных, научных и иных организаций.
20 июня стартовал VIII Международный Невский Форум «Единство системы публичной власти, бизнеса и общества в эпоху геополитических противоречий». Открыла форум международная конференция «Интернационализация высшего образования – движущая сила институциональной трансформации общества, экономики, государства».
Участниками конференции стали 70 представителей российских и зарубежных образовательных, научных и иных организаций, среди которых председатель Совета государственной службы Республики Союз Мьянма У Аунг То, проректор Белградского университета Ратко Ристич, председатель Сербско-русского движения (Республика Сербия) Слободан Димитриевич, член Комитета по работе с кадрами Санкт-Петербургской торгово-промышленной палаты, руководитель Проектного офиса Российско-африканского сетевого университета, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого Максим Залывский, научный сотрудник Национального совета по научной и технологической деятельности Аргентины (CONICET), Университет Буэнос-Айреса (Аргентинская Республика) Даниэла Перрота, заместитель директора Института Менеджмента и таможенного дела, Шанхайский таможенный колледж (Китайская Народная Республика) Лю Сяойинь.
Открыл конференцию заместитель руководителя Россотрудничества Павел Шевцов: «Тема интернационализации остается актуальной, потому что образовательная политика любого государства – это важная часть внешней политики, и Россия здесь не исключение. Ландшафт международной образовательной политики меняется и здесь конечно достаточно серьезную роль играет большая геополитика».
Директор Президентской академии в Санкт-Петербурге Андрей Хлутков в своем приветственном слове отметил, что наша общая цель сегодня – вырастить специалистов, соответствующих новым вызовам времени: «Тех, кто владеет умениями стратегического планирования и определения приоритетов, основанных на ценностном подходе, обладает навыками выстраивания транспарентных коммуникаций, а также способен формировать эффективные горизонтальные и вертикальные связи. Именно эти параметры, на наш взгляд, и составляют компетентностную модель современного специалиста в любой области.
Выполнение этой задачи может быть достигнуто наиболее эффективным образом, в том числе, при использовании потенциала друг друга: лучших наработанных практик, обмена знаниями и опытом как на уровне профессорско-преподавательского состава, так и между самими студентами.
Убежден, что в этом контексте интернационализация высшего образования – одна из основных задач развития любого университета. Вместе с тем, очевидно, что интернационализация не является конечной целью, а скорее средством выполнения более масштабных задач, возложенных на университетское сообщество».
Заместитель директора Президентской академии в Санкт-Петербурге Ольга Нестерова подчеркивает, что тема интернационализации была актуальна всегда, но сейчас она приобрела особое звучание: «Сегодняшняя конференция – это возможность обсудить видение процессов выстраивания интернационализации образования с позиции вузов в разных странах. В особенном фокусе для нас сейчас – подходы и практики наших партнёров в регионах, с которыми в данный момент идёт активное наращивание разнообразных связей. Поэтому мы очень рады, что выступить с докладами о подходах к интернационализации образования в своих вузах приехали в Санкт-Петербург, а также подключились к дискуссии в онлайн формате, представители Сербии, вузов из стран СНГ, Юго-Восточной Азии – Мьянмы и Китая, Латинской Америки».
Конференция состоялась в Театральном зале Санкт-Петербургской торгово-промышленной палаты, в историческом здании – особняке Великой Княгини Ольги Александровны Романовой, младшей сестры Николая II. Председатель совета Союза «Санкт-Петербургская торгово-промышленная палата», выпускник Президентской академии Владимир Катенев считает, что суть сегодняшней конференции заключается в том, что образование – это инвестиции человека в будущую жизнь, и эти инвестиции должны окупиться. А это значит, что нужно получить такое образование, которое поможет человеку получить хорошую работу, дорогу в жизнь.
«Образование – как железная дорога. Вот у нас одна ширина колеи, а в другой стране колея другая. И надо делать сцепку, иначе не поедет. Надо сделать так, чтобы человек с нашим образованием мог быть востребованным в других странах, не для того, чтобы он уехал, а для того, чтобы у него было больше практики и опыта, который он сможет применить здесь», – подытожил Владимир Катенев.
«Процесс институциональной трансформации внутри страны должен осуществляться в существующем геополитическом контексте, в рамках тенденций интернационализации. Для того чтобы фундаментально подойти к этому процессу, мы должны прежде всего выбрать правильный путь для реализации процесса интернационализации высшего образования. Несомненно, что в этом процессе интернационализации будут возникать различные проблемы, обусловленные разнообразием экономик, культур и систем образования участвующих стран, а также их исходной ситуации. Однако в результате обсуждения этих разнообразных вопросов, все мы сможем найти полезные и плодотворные решения в рамках Невского форума.
От имени нашей делегации я имею честь выразить глубочайшую благодарность Президентской академии в Санкт-Петербурге и Комитету по внешним связям Санкт-Петербурга за теплое приглашение и создание площадки для обсуждения и за хорошо организованную работу. Более того, я хотел бы сказать, что твердо верю, в то, что благодаря Невскому форуму появятся полезные и ценные решения и концепции для многих стран. Я бы хотел закончить свою речь одним важным фактом, который следует отметить: мы все сейчас находимся в тренде интернационализации, но не вестернализации, как бы это привычно не звучало. Я хотел бы сказать, что мы добьемся успеха только благодаря эффективному сотрудничеству и взаимодействию с учетом национальных особенностей каждой страны», – сказал председатель Совета государственной службы Республики Союз Мьянма У Аунг То.
В рамках панельной дискуссии «Интернационализация как приоритет развития» участники из России, Сербии, Китая, Армении, Беларуси обсудили конкретные вопросы места процессов интернационализации в стратегии развития университета, инструменты и принципы управления процессами интернационализации, роль интернационализации в процессе обеспечения качества образования, роль лингвистического компонента в процессе интернационализации.
В числе вопросов, предложенных к обсуждению участникам дискуссионной площадки «Интернационализация образовательных программ как фактор интеграции образовательного пространства стран СНГ», национальные и региональные подходы к пониманию процессов интернационализации, задачи интернационализации по формированию у студентов и выпускников компетенций, востребованных на рынке труда, проблемы структурной перестройки систем образования, вопросы конкурентоспособности региональных университетов в меняющихся условиях, вопросы мотивации студентов и повышения качества образования.