Сейчас в инженерных отраслях в России в совокупности работает около 10 млн человек, но экономике нужны еще 1,5 миллиона технических специалистов инженерного профиля. Такие данные представили на сессии Конгресса молодых ученых, посвященной развитию инженерного образования в стране. Где брать таких специалистов? Как их готовить? И почему эта задача лежит далеко не только на вузах? Ответы на эти вопросы дали ректоры ведущих технических университетов России ― ИТМО, МФТИ и МИФИ, а также представители Министерства науки и образования, органов власти РФ и крупных банков. Собрали главные тезисы в материале.
«Инженеры нужны рынку, но идти в эту сферу школьники не торопятся»
Инженеры ― одна из самых дефицитных категорий на рынке труда в России. Как подчеркнула первый заместитель генерального директора компании «Иннопрактика» Наталья Попова, иногда спрос со стороны крупных компаний превышает предложение в два раза. На подобную статистику указала и старший вице-президент, директор по внешним связям ПAO «Промсвязьбанк» Вера Подгузова: по данным банка, которые он получает от профильных предприятий-партнеров, работодателям нужны как высокопрофильные специалисты, так и слесари, токари, фрезеровщики.
Инженерное образование не востребовано. С другой стороны, есть другая неутешительная статистика: количество школьников, которые хотят связать жизнь с точными науками, постоянно снижается. Ситуацию не спасает даже рост желающих идти в IT и сдавать информатику. Только за последние пять лет число школьников, выбирающих ЕГЭ по физике, снизилось со 150 тыс. до 60 тыс. человек, привел данные ректор МФТИ Дмитрий Ливанов. И это несмотря на растущее число бюджетных мест на специальности инженерного профиля, которые появляются в вузах по всей стране.
Что делать?
Усиливать всю экосистему, связанную с инженерной подготовкой. И начинать с азов ― решения проблем на уровне еще средней школы. 6-7 класс ― тот переломный момент, когда школьники впервые начинают определяться с направлением. Именно на этом этапе с ребятами нужно начинать проводить системную работу: показывать, как работают современные инженеры, и рассказывать обо всем спектре возможностей, которые открывает инженерное образование.
Могут ли школы полностью взять на себя эту задачу? Нет. В эту работу должны вовлекаться в вузы, и ведущие технические университеты уже это делают.
«Есть топовые школы ― с учителями очень высокой квалификации, с оснащенными классами. И нам главное ― их не потерять. Но такое есть далеко не везде, да и самих учителей иногда просто не хватает. По крайней мере, к сожалению, мы видим такие данные в Петербурге. Поэтому вузы сами идут в школы. Происходит это по-разному: кто-то организует летние и зимние школы для ребят, проводит проектные школы и занятия выходного дня. В ИТМО, например, руководители лабораторий регулярно собирают ребят по воскресеньям и вместе делают, между прочим, очень серьезные научные проекты. Надо масштабировать эту работу: повышать уровень подготовки учителей физики, химии, информатики. Вузы должны больше приходить в школы и занимать там активную позицию. Мы не можем ждать, пока подрастет новое поколение учителей», ― отметил ректор ИТМО Владимир Васильев.
Владимир Васильев. Фото: ИТМО
По словам ректора МФТИ Дмитрия Ливанова, Физтех также уже более семи лет ведет последовательную работу со школами по всей стране: в рамках проекта «Наука в регионы» университету удалось создать более 500 физико-математических классов.
«Часто вузам приходится восполнять у ребят пробелы школьного образования: на младших курсах преподаватели занимаются со студентами тем, чем, вообще-то, надо было заниматься в школе, ― отмечает он. ― Работа со школами ― очень большая, комплексная задача, которая должна включать и мотивацию школьников, и обеспечение для них методической подготовки, и помощь учителям. Мы планируем довести количество созданных нами физмат-классов до 1000, но учитывая, что у нас в стране 40 тыс. школ, мы понимаем, что цифра небольшая. Нужны гораздо более серьезные, согласованные усилия как государства, так и частных инициатив, в том числе с привлечением крупных работодателей, а также, конечно, большого профессионального сообщества».
Дмитрий Ливанов. Фото: Юлия Егорова / Фотобанк Росконгресса
Надо понимать, что недобора на инженерные специальности у ведущих технических вузов России нет, но с этой проблемой сталкивается основная масса остальных университетов страны, подчеркнул помощник президента РФ Андрей Фурсенко. И без ее решения подготовить необходимое стране количество специалистов в такие сжатые сроки не получится. Нужно идти дальше ― масштабировать опыт крупных университетов в регионах.
«Нам принципиально важно, чтобы инженерное образование стало массовым. Человек, окончивший в советское время обычную среднюю школу, нормально поступал в хороший технический вуз. Сегодня, к сожалению, это не так, у таких ребят не хватает подготовки. Чтобы этот уровень обеспечить, надо идти не в университеты, а в среднюю школу ― в 6-7 класс. И вузы должны массово этим заниматься», ― подчеркнул он.
Андрей Фурсенко. Фото: Юлия Егорова / Фотобанк Росконгресса
«Дети хотят быть блогерами, а не инженерами»
Другая проблема ― мотивация самих школьников. Согласно опросу, который недавно провели в «Газпром Медиа», дети от 10 до 13 лет связывают свою дальнейшую жизнь с работой и заработком в интернете. Такие данные привела генеральный директор группы компаний «Просвещение» Наталья Третьяк. По ее словам, школьники зачастую просто не представляют другой спектр профессий. Чтобы решить эту проблему, необходимо не только заниматься профориентацией, но и, опять же, спускаться на более ранний уровень ― начинать работу не в старших классах, а в средней школе.
Как можно ее выстраивать:
Больше рассказывать школьникам об инженерных профессиях. И делать это не точечно, а массово. Причем, говорить с ребятами лучше напрямую ― и делать это должны сами представители научного сообщества и высокотехнологичных компаний, показывая личный пример.
Усиливать профильное образование в школе. Да, в стране есть профильные классы, дети их выбирают. Но происходит это очень неравномерно. Популярная причина ― такие классы или школьные лаборатории попросту плохо оснащены.
«Оснащение профильных лабораторий ― недешевое удовольствие. Как результат ― мы видим, что профильные классы выбирают не так часто, как хотелось бы. Какое здесь может быть решение? На мой взгляд, нужно установить единый стандарт оснащения и требования к таким профильным классам и лабораториям. И к определению такого стандарта надо привлекать представителей научного сообщества, вузы и технологические компании», ― предлагает Наталья Третьяк.
Наталья Третьяк. Фото: Юлия Егорова / Фотобанк Росконгресса
Говорить с детьми на их языке. Наверное, каждый из нас помнит типичные затертые школьники учебники, написанные 20-30 лет назад. Информация в них не только стремительно теряет актуальность, но и сам способ изложения совсем не привлекает детей. Современный школьный учебник должен быть не только красочным и интересным, он должен быть технологичным, уверена Наталья Третьяк. И такой пример, по ее словам, в издательстве уже есть: с этого года «Просвещение» начало выпускать не просто бумажные учебники, а материалы, интегрированные с цифровым дополнением.
Часть учебников издательство выпускает в сотрудничестве с молодыми учеными. Например, одно из недавно вышедших учебных пособий по искусственному интеллекту «Просвещение» готовило совместно с профильной ассоциацией, средний возраст авторов ― всего 27 лет. А материал для учебника по химии готовился вместе с Леонидом Ромашовым, молодым ученым, в прошлом победителем международных олимпиад.
IV Конгресс молодых ученых ― ключевое событие года в рамках Десятилетия науки и технологий и крупнейшая площадка для диалога передовой и фундаментальной науки, государственной власти и реального сектора экономики. По данным организаторов, мероприятие собрало почти 7000 гостей из 60 стран мира.