Этот процесс в прошлом году инициировал Президент России Владимир Путин.
В четверг, 21 марта в Санкт-Петербургском горном университете императрицы Екатерины II прошло совещание, посвящённое обсуждению промежуточных итогов и перспектив пилотного проекта по совершенствованию подготовки кадров для российской экономики. Его участниками стали помощник Президента России Андрей Фурсенко, министр науки и высшего образования Валерий Фальков, председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова, председатель комитета Государственной Думы по науке и высшему образованию Сергей Кабышев, а также ректоры всех шести участников пилотного проекта.
Как отметил Валерий Фальков, площадка для встречи была выбрана не случайно. Ведь «Горный университет – это учебное заведение с наибольшим количеством студентов, которые занимаются по образовательным программам, уже адаптированным под задачи сегодняшнего дня».
О том, что это за задачи, напомнил ректор Владимир Литвиненко. Он заявил, что достижение технологической независимости страны возможно лишь в случае устранения дефицита кадров в реальном секторе отечественной экономики. А, точнее, ликвидации его причины, которая кроется в том, что образовательные стандарты, навязанные нам Западом 20 лет назад, совершенно не соответствуют потребностям России.
Наша держава сегодня остро нуждается не в бакалаврах и магистрах, а, прежде всего, в молодых компетентных инженерах, мотивированных к работе на производстве. То есть одним из наиважнейших направлений работы академического сообщества является выработка единого подхода к подготовке кадров, который соответствовал бы, как потребностям рынка труда, так и решению государственных задач. Собственно, именно это сейчас и происходит.
Министр рассказал собравшимся, что «целый ряд наших университетов готов зайти в контур пилотного проекта». По крайней мере, уже в нынешнем году внедрить в свои учебные планы отдельные элементы, наработанные участниками эксперимента. В их числе - обязательное наличие «ядра» высшего образования, в рамках которого студенты всех направлений подготовки на 1-2 курсе изучают одинаковые дисциплины, получая фундаментальные знания, а также резкое увеличение времени, отпущенного на производственную практику.
«Суть пилотного проекта в том, чтобы на примере шести вузов выработать общие критерии для всей системы высшего образования. Это и есть наша цель – задать оптимальные стандарты и масштабировать их на всю Россию», - подчеркнул Валерий Фальков.
Он также отметил, что основной краткосрочной задачей для всех участников пилотного проекта является необходимость «войти в новый учебный год с полностью модернизированными учебными планами». И констатировал, что Горный университет уже это сделал, после чего попросил принимающую сторону поделиться успешно реализованными идеями.
Ректор Владимир Литвиненко рассказал, что во время предыдущей приёмной кампании чуть менее половины бюджетных мест для первокурсников предусматривали четырёхлетнее обучение по программам бакалавриата. Однако ещё осенью всем молодым людям, поступившим на них, было предложено в добровольном порядке перевестись на специалитет. То есть получить полноценное техническое образование, что абсолютное большинство студентов и сделало. Теперь все они изучают так называемое «ядро» – единый для всех курс общеобразовательных и общетехнических дисциплин.
«Помимо полноценного освоения в течение двух лет фундаментальных знаний, без которых невозможно стать компетентным инженером, такой подход даёт нашим воспитанникам ещё ряд преимуществ. Понятно, что абитуриенты в основном выбирают те направления подготовки, которые им рекомендуют родители. Но это не всегда совпадает с их собственными устремлениями. Так вот, если по окончанию четвёртого семестра кто-то из них решит, что ошибся, то он сможет перейти на другую, даже более престижную специальность. Но такой шанс, само собой, получат только те обучающиеся, которые отличаются хорошей успеваемостью, а также проявляют себя в науке, общественной работе или спорте», - пояснил Владимир Литвиненко.
В числе других нововведений в рамках пилотного проекта он назвал создание института кураторов и наставников, которые помогают студентам младших курсов адаптироваться к незнакомой для них среде, а также занимаются воспитательной работой. Кроме того, ректор сделал акцент на сокращении аудиторной нагрузки с целью высвобождения времени на факультативы, работу в лабораториях и самостоятельные занятия, а также увеличение сроков производственной практики до 8-10 месяцев.
«Сейчас мы работаем над созданием методического совета, который будет анализировать учебные программы и адаптировать их под потребности предприятий. Туда должны войти представители шести министерств на уровне не ниже заместителей министров. Уверен, что такой подход усилит координацию с реальным производством и позволит лучше адаптировать наших выпускников к задачам, которые ставят потенциальные работодатели, остро нуждающиеся в притоке молодых компетентных инженеров. Это не революция, мы идём эволюционным путём», - подчеркнул Владимир Литвиненко.
В завершение своего выступления он рассказал о том, что многие вузы, в том числе Альметьевский университет и Санкт-Петербургский институт технологий и дизайна, готовы полномасштабно войти в пилотный проект. И предложил министру уже в этом году включить их в число его участников, а в следующем – масштабировать наработанный опыт на всю Россию, ведь время не ждёт.
Ректор Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта Александр Фёдоров заявил о том, что «нам нужны не просто квалифицированные кадры, а кадры, способные трансформировать индустрию за счёт сочетания фундаментальных знаний и хорошей практической подготовки». Именно в этом и состоит одна из задач происходящих сегодня в системе высшего образования перемен.
«Основными недостатками бакалавриата является потеря фундаментальности образования, которой всегда славилась отечественная высшая школа, а также необходимость доучивания выпускников на производстве. Что касается первой проблемы, то в рамках пилотного проекта мы увеличили время, отведённое на фундаментальную подготовку, на 12%. Вероятно, этого недостаточно, поскольку наши промышленные партнёры хотели бы довести эту цифру до 20%. Они сегодня остро нуждаются в инженерах-исследователях в области химии, и я уверен, что, благодаря происходящим изменениям, мы сумеем обеспечить их потребности в таких специалистах. В том числе, благодаря сотрудничеству с Горным университетом. Он имеет внятную интенцию и устремлён к понятной цели, которую все мы также хотим достигнуть», - отметил Александр Фёдоров.
Ректор МИСиС Алевтина Черникова также сделала акцент на необходимости привлечения работодателей к составлению учебных планов и их оценке. Кроме того, она уделила большое внимание актуальности «ядра высшего образования», а также интеграции аудиторных занятий и научной деятельности. В том числе за счёт междисциплинарности. В качестве примера они привела процесс создания студентами роботов, требующий от них компетенций инженеров, биоинженеров и IT-специалистов.
«В рамках пилотного проекта мы также увеличиваем время производственных практик. Вместе с партнёрами пересматриваем и трансформируем наш проект «Полигон рабочих профессий». Он предусматривает, что наши ребята должны получить, как минимум, одну рабочую профессию, что, очевидно, повысит их конкурентоспособность в будущем», - рассказала Алевтина Черникова.
В завершение встречи все её участники подчеркнули, что реализация идей, заложенных в пилотном проекте крайне важна для интенсификации устойчивого развития России. Само совещание они назвали крайне актуальным, поскольку оно позволит скоординировать модифицированные учебные программы всех шести вузов и приступить в обозримой перспективе к разработке единого образовательного стандарта для всей системы отечественной высшей школы.