Первая за последние пять лет введенная в строй станция петербургского метро открыла свои двери. В 9 утра пошел первый поезд. А за полчаса до этого церемонию открытия в присутствии многочисленной прессы провели Губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов, ректор Горного университета Владимир Литвиненко, председатель городского парламента Александр Бельский, метростроевцы и студенты-горняки.
Обращаясь к присутствующим, градоначальник напомнил, что это первая станция, построенная «Метростроем Северной Столицы», организации, принадлежащей городу:
- Это наш Метрострой, который мы создали, и теперь мы регулируем все вопросы, касающиеся и строительства, и эксплуатации. Мы все задачи решили, мы продолжаем строить. Нам не хватает проходческих щитов. Мы их заказали на Обуховском заводе. И самое важное, нам удалось сохранить коллектив квалифицированных проходчиков. Ну и, конечно, я хотел бы поздравить студентов и преподавателей Горного института. Они долго ждали этого, и у них теперь совершенно новые возможности логистики. 3-4 минуты, и ты в центре города. А жители получили третью станцию на Васильевском острове.
© Форпост Северо-Запад
Владимир Литвиненко обозначил не случайность названия долгожданного объекта транспортной инфраструктуры города, подчеркнув роль и значимость Горного университета в истории страны:
- Мы всегда воспринимали Санкт-Петербург как морскую столицу. Но я хотел бы напомнить, что горная отрасль, горный сектор был, есть и будет основой экономики нашей страны. Санкт-Петербург – это основа горной науки, горного образования, развития горно-инновационного сектора, а его, если можно так выразиться, конструкторское бюро, всегда имело прописку на Васильевском острове. В прошлом году первому высшему техническому учебному заведению России исполнилось 250 лет. На праздновании губернатор объявил, что в следующем году откроется эта станция. Но горняки знают особенность горно-технических условий прохождения метро. Это не московские условия. И мы скептически отнеслись к его словам. Но Александр Дмитриевич умеет держать слово. Я хочу сказать огромное спасибо губернатору и его команде, строителям, всем метростроевцам, которые создали этот уникальный инженерный объект. В добрый путь, петербургское метро!
© Форпост Северо-Запад
Очевидно, что в компании-подрядчике «Метрострой Северной Столицы» работает значительный инженерный корпус – выпускников строительного факультета Санкт-Петербургского горного университета императрицы Екатерины II. Но это не все. В рамках реализации проекта по модернизации высшего технического образования между вузом и «МСС» подписан Академический договор, предусматривающий прохождение ежегодной практики в компании двухсот студентов. Это сообщение от ректора вызвало у молодых людей, а собрались на церемонии ребята первого-второго курсов, взрыв энтузиазма.
Перерезав историческими ножницами, сохранившимися со времени открытия первой станции в Ленинграде, красную ленточку, вип-участники, студенты и пресса отбыли в сторону «Спасской». На встречном поезде начали прибывать пассажиры.
© Форпост Северо-Запад
Из истории вопроса: в 2011 году Правительство Санкт-Петербурга постановило, что ввод станции «Большой проспект» в строй должен произойти до конца 2015 года. С тех пор сроки переносились девять раз, по числу лет. 24 декабря 2013 года Топонимическая комиссия Санкт-Петербурга заменила рабочее название «Станция «Большой проспект» на «Горный институт».
Заместитель декана строительного факультета Горного университета Павел Тулин рассказал «Форпосту» об особенностях новой станции:
- Это одна из двадцати пилонных станций города. Она состоит из трех станционных тоннелей, между которыми устроены проходы и оставлены опоры – пилоны. Она находится в пластах кембрийской глины. Предел прочности на одноосное сжатие этой глины-150 килограмм на квадратный сантиметр. Еще в сороковых годах при первых проектных работах было принято решение строить в Ленинграде станции глубже 25 метров. Все, что выше - это слабые породы, грунтовые воды, галька, валуны, в общем – слоеный пирог. В 60-х именно на этом месте планировалось построить «Василеостровскую». Но тогда технический уровень и геологические условия не позволили на нем остановиться. Была выбрана менее проблемная локация.
Два факта. При строительстве перегонных тоннелей между «Театральной» и «Горным институтом» один из них проводился со стороны Васильевского острова, а второй – Адмиралтейского района. Выпущены эти щиты были еще в 70-х на Ясиноватском машиностроительном заводе под Донецком специально для нашего города. При проходке этих тоннелей скорость была примерно 400 метров в месяц. Но им принадлежит и мировой рекорд скорости – 1.250 метров в месяц, зарегистрированный в книге рекордов Гинесса. Пока он никем не побит. Наклонный эскалаторный тоннель под углом в 30 градусов тоже проходили с помощью специального щита. Это ноу-хау. Обычная практика – вручную, с помощью отбойных молотков.
© Форпост Северо-Запад
Глубина станции – 74 метра. Планируемая пропускная загруженность – 97 тысяч человек в день. Вестибюль оборудован лифтом для людей с ограниченными возможностями. Главный зал отделан уральским гранитом в светло-серых тонах с темно-зелеными акцентами. Использован также белорусский мрамор. Два центральных панно представляют собой фантазии на тему «Сибирь» и «Горное дело». В оформлении станции еще несколько художественных инсталляций, иллюстрирующих ее название.
Очевидно, что в связи с пуском новой станции транспортная доступность района и самого Горного университета резко повысится. А на карте города появился востребованный объект, заслуженно несущий высокое имя, которым с ним поделился старейший технический вуз России, - Санкт-Петербургский горный университет императрицы Екатерины II.