Одной из проблем, препятствующих сокращению дефицита кадров в реальном секторе экономики, он назвал чрезмерную «цифровизацию» сознания молодёжи.
В четверг, 6 июня в рамках Петербургского международного экономического форума прошла панельная сессия «Российское инженерное образование в многополярном мире: новые возможности и принципиальные изменения». В роли модератора дискуссии выступил министр науки и высшего образования Валерий Фальков, а её участниками стали ректор Санкт-Петербургского горного университета императрицы Екатерины II Владимир Литвиненко, председатель комитета Государственной Думы по промышленности и торговле Владимир Гутенёв, генеральные директора компаний «КАМАЗ» Сергей Когогин и «Трансмашхолдинг» Кириилл Липпа.
Валерий Фальков акцентировал внимание собравшихся на том, что единственным вузом в нашей стране, который уже «полностью вошёл в эксперимент» и внедрил у себя модернизированные учебные планы, стал именно Горный университет. Там, в частности, «была увеличена фундаментальная составляющая образовательных программ и сроки производственных практик».
Министр особо отметил создание так называемого «ядра инженерного образования» - модуля одинаковых для всех направлений подготовки общеобразовательных и общетехнических дисциплин. Их студенты изучают в течение первых четырёх семестров и лишь затем переходят к специализированным предметам.
«Для получения инженерной профессии принципиально важно обладать фундаментальной базой, которая и закладывается в процессе освоения единого «ядра». Масштабирование этой идеи на всю Россию позволит обеспечить общее образовательное пространство от Калининграда до Камчатки, создаст новые возможности для студенческой мобильности», - отметил Валерий Фальков, после чего передал слово Владимиру Литвиненко.
Ректор напомнил присутствующим, что в естественных и точных науках широко распространён термин «энтропия», который обозначает меру необратимого рассеивания энергии или её бесполезности. И заявил, что это понятие в полной мере подходит для описания двухуровневой системы высшего образования, которая пока ещё действует в России. Ведь бакалавр – это человек, «получивший общие теоретические знания, без их закрепления на практике», и на производстве его никто не ждёт. Парадокс заключается в том, что именно подготовка кадров для реального сектора экономики является основной задачей, стоящей перед техническими вузами.
«20 лет назад мы слепо скопировали навязанные нам стандарты, забыв о том, что ХХ век был веком российской науки. Теплофизика, космос, мирный атом – в этих и многих других областях наша страна была безусловным мировым лидером. Сегодня пришло время исправить прежние ошибки, но сделать это можно лишь в случае объединения усилий и создания среды доверия. Успех наших начинаний в области модернизации высшей школы зависит от того, сумеем ли мы сформировать команду единомышленников, как в глобальном масштабе, так и локально. Каждый ректор должен сделать всё возможное для того, чтобы возглавляемый им коллектив поверил в необходимость грядущих изменений, консолидировать вокруг себя проректоров, преподавателей, студентов. Только в этом случае мы добьёмся успеха и вернем себе статус государства с самым лучшим инженерным образованием на планете», - подчеркнул Владимир Литвиненко.
Ещё одним условием, необходимым для достижения позитивного результата, он назвал возврат к аналоговому мышлению, которое у многих подростков не развивается из-за чрезмерного увлечения гаджетами. По статистике старшеклассники проводят в социальных сетях от 3 до 8 часов ежедневно, привыкая получать информацию «за один клик» и не думая о том, кто и с какой целью загрузил её в интернет. В итоге очень многие студенты начальных курсов не могут ответить на вопрос, если к нему не прилагаются варианты ответов, поддержать дискуссию на актуальную или отвлечённую тему. Кроме того, современные юноши и девушки хуже адаптируются к новой для них академической среде, чем их ровесники 30-летней давности.
«В рамках пилотного проекта мы уже внедрили в свои учебные планы новые стандарты. Это, в частности, единое для всех специальностей «ядро» высшего образования. В этот модуль дисциплин, освоение которого занимает первые четыре семестра, входят такие предметы, как основы российской государственности, русский язык и культура речи, высшая математика, физика, введение в IT, начертательная геометрия, математическое и компьютерное моделирование, экономика отрасли. Общий срок обучения составляет 6 лет. За это время студент должен в обязательном порядке пройти, как минимум две производственные и преддипломную практику, на это отводится 42-44 недели. Кроме того, предусмотрено получение дополнительных компетенций в сфере IT, экономики, менеджмента и так далее», - пояснил Владимир Литвиненко.
Практически все участники дискуссии говорили о том, что проблемы системы высшего образования напрямую связаны со школьными. Очевидно, что сокращение числа желающих сдавать ЕГЭ по физике и химии, чрезмерная «цифровизация» сознания молодёжи, снижение общего уровня знаний и, тем более, навыков абитуриентов – это, в том числе, и следствие нехватки «интересных» педагогов по техническим предметам, способных увлечь ребят своей дисциплиной.
Кроме того, был поднят вопрос о необходимости более тесной интеграции университетов и промышленных предприятий. Представителей индустриальных компаний призвали более активно заниматься рекрутингом и уже на первом курсе «выделять» группы перспективных студентов, приглашая их в качестве первого шага на ознакомительные практики. Ведь отсутствие интереса со стороны бизнеса вполне может демотивировать молодых людей и вызвать у них желание заняться другими сферами деятельности. Например, доставкой товаров с маркетплейса. Такие «специалисты», кстати, иногда получают даже больше, чем квалифицированные инженеры.