Вместе со специалистами федеральной сети клиник «Реацентр» разбираемся, с чем может быть связана проблема и как ее решить.
Отставание ребенка в развитии – проблема, с которой ежегодно сталкиваются десятки семей. И чем раньше она выявляется, тем больше вероятность помочь малышу. Одним из признаков, свидетельствующих о возможных нарушениях, врачи считают медленное формирование речевого навыка. Подробнее об этом рассказывают специалисты детского отделения неврологии и рефлексотерапии «Реацентр Санкт-Петербург».
Если ребенок не говорит
Вопрос, когда ребенок должен заговорить, волнует всех родителей, но отношение бывает разное. Кто-то начинает бить тревогу, если чадо не болтает без умолку в два года, а кто-то терпеливо ждет, когда ребенок сам заговорит ближе к трем годам. Официально принято считать, что словарный запас в 10–15 слов у трехлетнего малыша уже может свидетельствовать о задержке речевого развития, но опять-таки опираться только на справочные данные и гадать – не выход. При малейшем подозрении лучше обратиться к специалистам и обследовать маленького молчуна. Если дело в темпераменте, мнение специалистов поможет родителям успокоиться и выработать правильную тактику общения с ребенком. Но если задержка развития все-таки имеет место, обнаружить ее следует как можно раньше. Это дает возможность своевременно скорректировать нарушения и позволяет ребенку «догнать» сверстников.
Иногда родителей останавливает опасение, что походы по врачам могут травмировать ребенка, особенно если у чада нет явных неврологических проблем. Бывает, что малыш ведет себя, как обычные дети, нормально играет, прекрасно понимает речь, просто отказывается говорить. И тогда родители боятся, что врач назначит здоровому ребенку ноотропы или другие препараты.
Но помочь ребенку развиваться правильно можно без медикаментов и стресса. В федеральной сети клиник «Реацентр» уже давно и успешно реализуется программа «Разговорим молчуна», включающая современные аппаратные методы и занятия с логопедом. Диагностику, профилактику и лечение в «Реацентре Санкт-Петербург» дети воспринимают как приключение, интересную игру. Этому способствуют безболезненные методы и грамотный подход опытных врачей.
Занятие с логопедом
Комплексный подход
Одним из самых действенных методов, использующихся в «Реацентре Санкт-Петербург» для стимулирования психоречевого развития ребенка, является микротоковая рефлексотерапия. Он способствует восстановлению нормальной работы головного мозга. Сверхмалые импульсы, похожие на те, которыми в норме обмениваются нервные клетки, «будят» в мозге малыша нейроны речевых зон. В результате этих процедур у ребенка постепенно повышается речевая активность. Малыш начинает более охотно вступать в речевой контакт, начинает набирать словарный запас и строить более сложные фразы.
Кроме того, микротоковая рефлексотерапия позволяет устранить у ребенка истерические проявления, снизить возбудимость и агрессию, купировать головные боли. Также процедура улучшает внимание и память ребенка, нормализует сон.
Сеанс микротоковой рефлексотерапии
Биоакустическая коррекция головного мозга (БАК) – еще один метод, который используется в составе комплексного подхода к лечению как при легких нарушениях, так и при различных формах аутизма. Суть процедуры состоит в стимуляции головного мозга при помощи особого музыкального ряда. БАК развивает способности ребенка к концентрации внимания, а также запоминанию и анализу информации, способствует увеличению интереса к окружающей среде, активизирует познавательную и игровую деятельность. Одновременно процедура снижает уровень невротизации и улучшает сон малыша.
Биоакустическая коррекция головного мозга
Ну и конечно же основу любого курса развития или реабилитации составляют занятия с логопедом. Специальные упражнения для мышц языка и губ помогут ребенку научиться правильно выговаривать звуки, а при нарушении дикции логопед может провести курс логопедического массажа – это позволит придать мышцам речевого аппарата нормальный тонус. Дополнительно применяются занятия на аудиотренажере, во время которых ребенок отчетливо слышит свой голос и голос логопеда, не отвлекаясь на посторонние шумы.
В «Реацентре» можно провести комплексную реабилитацию для детей с нарушениями психоречевого развития. Она включает в себя занятия с логопедом и дефектологом, логопедический массаж, занятия с детским психологом и нейропсихологом, занятия в аудио-тренажере, тейпирование артикуляционной мускулатуры (коррекция неработающих мышц речевого аппарата при помощи эластичных лент), медицинский массаж.
Вариант нормы?
Есть мнение, что большинство современных детей начинают говорить позже, чем дети того же возраста 10–15 лет назад. Это связано и с особенностью здоровья новых поколений, и с изменившейся информационной средой. Однако врачи предостерегают: даже если такая тенденция есть, это не повод упускать из внимания задержку речевого развития.
А вот то, что мальчики обычно начинают говорить позже девочек, – абсолютно подтвержденный наукой факт. К сожалению, это означает, что мальчики и задержкой психоречевого развития страдают чаще. Причина в особенностях физиологии головного мозга. У мальчиков речевая зона находится только в левом его полушарии, а у девочек – в двух полушариях. Если речевая зона травмируется во время беременности или родов, то у девочек остается определенный резерв, а у мальчиков – нет.
Именно поэтому запаздывание, которое можно принять за «вариант нормы» также необходимо держать под контролем. Как минимум следует прийти с ребенком на консультацию с неврологом и логопедом, сделать ЭЭГ.
Электроэнцефалограмма
Занятия в аудиотренажере
Кому еще могут помочь в Реацентре
Иногда о задержке развития речи не идет, но будущий первоклассник говорит мало и неохотно. Как же быть? Ведь ему скоро в школу, а там нужно читать стихи, отвечать у доски, общаться с ребятами.
Некоторые родители считают, что чадо разговорится «в процессе», но, к сожалению, они не всегда оказываются правы. Отправляясь в школу, ребенок должен быть готов к общению, иначе в коллективе он может замкнуться, а на уроках будет плохо усваивать материал.
Дело в том, что речь – основа человеческого интеллекта. Есть данные, что дети, которые поздно начали говорить, часто имеют проблемы с обучением чтению, письму и счету. Поэтому будущим первоклассникам тоже не будет лишним посетить логопеда и пройти диагностику – хотя бы в целях профилактики.
Линейный массаж
Логопедический массаж
СПРАВКА
«Реацентр» – крупный медицинский центр, филиалы которого работают по всей стране. В Санкт-Петербурге клиника существует уже 4 года и ежегодно огромное количество пациентов из разных уголков России приезжают сюда на реабилитацию. Чуткие и опытные специалисты помогают детям с задержкой речи, алалией, дизартрией и даже аутизмом.
«Реацентр» постоянно внедряет самые современные технологии, в том числе и собственной разработки. Так, микротоковая рефлексотерапия была разработана научными сотрудниками Центрального отделения ФСК «Реацентр» и разрешена Минздравом России для лечения детей с задержкой речевого, психоречевого и двигательного развития.
В детском отделении неврологии и рефлексотерапии «Реацентра Санкт-Петербург» применяются самые современные методы лечения и работают высококлассные специалисты: неврологи, рефлексотерапевты, логопеды, психологи и дефектологи, нейропсихологи, массажисты. Все врачи имеют большой опыт работы с малышами, страдающими органическими поражениями центральной нервной системы, в том числе задержкой речевого или психоречевого развития, аутизмом и ДЦП.
Записаться на консультацию можно по телефонам: 8 (812) 335-25-03, 8-921-333-85-03 (Viber, WhatsApp)
Прийти на прием можно по адресу:
г. Санкт-Петербург, ул. Асафьева, 3
Детское отделение неврологии и рефлексотерапии Реацентр Санкт Петербург (reacenter.ru)
Лицензия № ЛО-6З-О1-ОО44ЗЗ, выдана 20.11.2017 г.